в ветвях ремесла

История Игоря Беляцкого - парня, который создает настоящие шедевры из дерева всего лишь с помощью рук и набора инструментов. Никакой магии.
Материалы для проекта "КИТ:культура, история, технологии" могут быть написаны при вашей поддержке. Узнать как.
Автор Анастасия ДАВЫДЕНКО
Игорь не публичный человек, но для «КИТа» сделал исключение, пригласив в мекку своего творчества Zu Carving.

Срезы времени

"Ты создаешь своими руками связь, которая будет между тобой и заказчиком столько, сколько будет жить изделие…"

После окончания университета я «отбивал» свое бюджетное место на заводе, делал мебель у частника, продавал велики-фиксы, работал в рекламном агентстве...

Как-то товарищ принес небольшой кусочек мореного дуба. Выпиливая из бруска два амулета, сразу прочувствовал энергетику этого материала: представил, как долго дуб морился, изучил, почему он чернеет, в чем отличие искусственного морения от естественного.

Со временем взялся делать амулеты товарищам, и работы ушли в народ. Это помогло понять, что худо-бедно могу попробовать существовать, занимаясь любимым делом. К тому же в то время были сложности с наемной работой. В общем, я нашел помещение под мастерскую, и дело пошло.

Первый амулет, который вышел из-под моих рук и до сих пор со мной, – подвеска-оберег в виде маски. Она выполнена в африкано-полинезийском стиле. Первое время только такие и делал: каждая была по-своему уникальна и в единственном экземпляре.
Когда встречаешься с заказчиком, то невольно визуализируешь человека. Те, кому близки мои работы, это определенный круг людей с творческим виденьем, открытым сердцем, людей искренних, чувствующих тепло дерева, уникальность каждой вещи.

Для меня ответственно создавать изделие, которое человек будет носить. Он уже принял тебя как мастера и полностью доверил создание не просто вещи, а связи, которая останется между вами столько, сколько будет жить изделие.

Для меня важен момент, когда люди видят заказ и всячески выражают восторг. В эти минуты набираешься сил для последующей работы. Живой отклик – лучшая мотивация. Когда вижу на людях свои изделия, которым уже несколько лет, а они как новые, понимаю, что к ним относятся с любовью.

Когда процесс становится медитацией
"Если нет вдохновения, то можно ничего и не сделать..."
В мастерскую приезжаю обычно к девяти часам. Ухожу около 18-19. Стараюсь не задерживаться, но и не подгонять себя. Время, которое нужно на одно изделие, рассчитать сложно. Практикую "тематические" дни. Например, набралась пара-тройка заказов на серьги – им я посвящу вторник. Тогда среда, допустим, будет днем статуэток. Каждый день новая работа. Так удается избежать рутины.

Скорость изготовления зависит от сложности и вдохновения – если его нет, то за день ты можешь ничего и не сделать. Вещь должна быть с изюминкой. Я делал плаги нестандартной формы, сложные серьги, статуэтки, чабани, гребни, заколки, броши. Один человек заказал большую шишку для рычага переключения передач в машине, приходилось делать и прорезыватель зубов для малыша. Не так давно выполнил серию микро-подвесок: в ней были хамелеон, крокодильчик, ящерица, птички – в итоге смотрелось очень мило.

Любая работа, помимо того, что трудоемкая и долгая, похожа на медитацию – ты полностью уходишь в процесс. К вечеру чувствуешь физическую усталость и удовольствие от результата.


В ПОИСКАХ ЛЕГКОСТИ
"Фотография - это способ законсервировать вдохновение и открыть, когда необходимо"
Ты можешь с годами набить руку, выполняя работу за работой, но вдохновение – это легкость, которая появляется, когда не ждешь. В то же время эту легкость можно «запечатать» – например, воодушевиться каким-то рисунком, картинкой, сфотографировать и затем открыть в мастерской, чтобы вспомнить момент.

У меня есть несколько путей получения вдохновения - физический и ментальный. Для первого достаточно поработать руками: дров наколоть, отжаться. Метальное приходит в процессе общения с людьми. Нередко выходит так, что покупатели на ярмарках, барахолках становятся моими хорошими знакомыми и даже друзьями. Новые люди - новый взгляд, новые идеи.

ВНЕ РАБОТЫ
"Для меня отдых – это когда мысли не имеют веса..."
Мне в принципе близок «дикий» вид отдыха: ты сам выбираешь красивое место, которое дает тебе уединение, звуки природы, гармонию. Для меня отдых – это когда мысли не имеют веса. Все умиротворенно и легко. Например, ты только хотел пить, и вдруг возникает родник. Если ощущается недостаток внимания, то видишь туристов – с ними можно пообщаться и найти что-то общее, хотя человек сперва может казаться далеким тебе.

Иногда из путешествий я привожу небольшие брусочки деревьев, названий которых зачастую даже не знаю. Все они были спилены или просто найдены (живые деревья я не использую). Знаю, что после ярмарок мои работы разъехались во многие страны: Россия, Украина, Польша, Чехия, Австрия, Германия, Франция, страны Скандинавии, США, Мексика, Япония, Великобритания, Латвия, Турция, Италия…


Сейчас моя цель – это развиваться, выполнять более сложные работы и трудиться еще усерднее. Как у меня появилась возможность заниматься любимым делом? Цитируя классика: "Ведь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?" Мне кажется, если человек занимается любимым делом, мир меняется в лучшую сторону, ведь тогда человек живет не зря.