АВТОР Анастасия ПИСЧЕНКОВА
ФОТО автора

ИГРУШКИ НА ВЫРОСТ

Оксана Шевченко – руководитель компании «Метеорит Плюс», которая уже больше десяти лет изготавливает уникальные развивающие игрушки, – рассказывает, почему планшет не должен конкурировать с куклой Барби и как в современном ребенке воспитать инициативную, идейную личность с горящими глазами.
ОКСАНА ШЕВЧЕНКО
Материалы для проекта "КИТ:культура, история, технологии" могут быть написаны при вашей поддержке. Узнать как.
Оксана не сомневается в себе, верит в удачу, не делит людей по гендерному принципу. Считает, что каждый заслуживает уважения, если он добр, ответственен за свои слова и поступки, благодарен и смел. В бизнес Оксана пришла больше десяти лет назад. Сегодня ее фирма изготавливает разные виды игрушек и уверено занимает свою нишу на рынке. Мы встретились с Оксаной за чашкой кофе, чтобы обсудить несколько вопросов. Первый, чего хотят современные дети. Второй, как Оксане удается им это дать. И третий – в чем, на ее взгляд, главная задача воспитания и образования сегодня.
Современный ребенок – это кто?
– Общество, в котором мы росли, значительно отличается от современного. Основные знания дети теперь берут не в школе, а из своего окружения, через соцсети, в интернете. Когда я говорю «основные знания», то имею в виду и знания, которые формируют модель поведения, систему ценностей. В мои школьные годы было важно хорошо учиться. Это давало гарантию счастливого будущего – как минимум шанс найти работу. Для современных детей просто хорошо учиться уже не достаточно. Чтобы во взрослой жизни быть успешным, они должны учиться сразу всему, да еще и вне школы. Причем делать им это приходится гораздо быстрее, чем нам в школьные годы. Они живут в постоянно меняющемся мире, но в отличие от нас, повзрослевших на стыке веков, они этих трудностей не замечают. Новости и огромный поток информации – это их обыденность. На мой взгляд, ребенок сегодня – динамичная личность, способная перестраиваться и быстро подстраиваться под внешние вызовы. И именно в этом преимущество современного поколения перед нашим.
– Но ведь дети не могут отличить, что хорошо, а что плохо, и вряд ли смогут понять, чему стоит учиться, а чему нет. Такую роль по-прежнему на себя берет кто-то старший – родитель, воспитатель, учитель…
– Все верно. Но задача старшего не ограничивать доступ к огромному потоку информации, а научить ребенка правильно пользоваться всем, что дает им современный мир. Дети должны понимать: компьютер нужен не для того, чтобы достигать высоких уровней в играх, а чтобы быстрее искать ответы на вопросы. Новые технологии способны научить их быть более конкурентоспособными уже со школьной скамьи. Такому подходу я учу и своего сына. Заинтересовал какой-то предмет в школе? Ты можешь изучить его гораздо быстрее. Услышал что-то невероятное? Проверь с помощью поисковика. Привить желание учиться, заниматься самообразованием и быть инициативным – самое малое и самое важное, что могут сделать родители для своего ребенка теперь.
Ребенок сегодня – динамичная личность, способная перестраиваться и подстраиваться под внешние вызовы.
Привить желание учиться – легко сказать. Ваши игрушки прививают такое желание? Насколько игрушки могут быть полезны в воспитании? И какие именно? Должен ли и может ли, например, планшет конкурировать с «настолками» и куклой Барби?
– У каждого родителя есть выбор: поиграть с ребенком в развивающую игру или дать телефон с мультиком на экране. Естественно, первый вариант требует большей включенности, соответственно, больше времени. Мамы и папы должны понимать: что они сейчас вложат в своего ребенка, то потом из него и вырастет. Любые физические игры – это стремление к активности, к успеху. На мой взгляд, родители с детства должны прививать это стремление детям. Вот, например, игрушка «Шнуровка». Казалось бы, мелочь. Но именно желание зашнуровать до конца, завершить начатое, сделать как можно быстрее и помогает развить упорство. Сможет ли без него ребенок добиться успеха в будущем? Ведь успех – 99% работы и всего лишь 1% везения. Детей надо учить терпению и труду. Так что надо бояться не гаджетов, а отсутствия времени у родителей на детей. Планшет и компьютер надо чередовать с настольными, сюжетно-ролевыми, дидактическими и сенсорными играми – сейчас выбор большой. Кстати, это тоже проблема нашего времени. Есть родители, которые скупают все подряд, не понимают, что игрушки теряют ценность, когда их становится слишком много. Кроме того, переключая внимание с одной игры на другую, дети теряют концентрацию, а это ведет к устойчивой потере интереса ко всему.
Надо бояться не гаджетов, а отсутствия времени у родителей на детей.
– Я так понимаю, в вашей фирме взрослые решают, во что будут играть дети. Пытаются ли они посмотреть на мир глазами ребенка?
– Если бы мы просто сидели в офисе и что-то придумывали, дети никогда бы не стали играть с нашей продукцией. Чтобы найти идеи, разработчики компании общаются непосредственно со специалистами детских дошкольных учреждений, которые часто делают игры из подручных материалов, дополняют методикой и занимаются с детьми. Мы сотрудничаем с такими авторами и помогаем им сделать ту же самую игрушку, но уже фабрично: аккуратно и более практично. Опыт и знания профессионалов, совмещенные с производственными возможностями нашей компании, помогают создавать игры и игрушки, которые способны развить в ребенке самые лучшие таланты и навыки.
Везение – это 99 неудачных попыток и, когда кажется, что все потеряно, финальный победный рывок.
– Звучит очень убедительно. Я заметила, что ты тоже иногда становишься на позицию воспитателя со своей методикой и даешь рекомендации другим девушкам на счет того, как стать успешной, открыть свой бизнес и далее в таком духе. Среди написанного тобой есть строчка «идти туда, куда другие не идут». Это куда?
– Я замечаю, что многие люди привыкли следовать определенным шаблонам, которые ведут к проверенным результатам. Но к великим открытиям и ошеломляющим достижениям проверенные пути не приводят. Нужно идти туда, где никто не ходит, и прокладывать свою собственную дорогу. Быть первооткрывателем нелегко, но именно про них пишут СМИ и именно их истории пересказывают. Нужно не бояться хотя бы раз в жизни выделиться и попробовать пойти своим путем. Искать на этом пути единомышленников, таких же сумасшедших (в хорошем смысле), как ты сам. Без первооткрывателей не будет развития, прогресса. Я всю жизнь их ищу. Мне бы хотелось, чтобы именно такими людьми вырастали и наши дети.