ИСКУССТВЕННЫЙ ЯЗЫК

Бакалавр Европейского гуманитарного университета в области дизайна, иллюстратор Маша Криволапова анализирует, как изменялось представление человека о теории и искусстве в ходе истории, а также объясняет, почему миф - неотъемлемая часть любого творческого процесса. Публикуем выдержки из университетского эссе.
Задавались ли вы когда-либо вопросом, как рождается художественное произведение? Чтобы дать ответ, мне понадобится понять, как Теория и Искусство существуют в сознании человека и как с этим связан миф.

Маша Криволапова
Дизайнер, иллюстратор

В Большом энциклопедическом словаре миф – это повествование о богах, духах, обожествленных героях и предках, возникшее в первобытном обществе. Грубо говоря, миф – это выдумка, красивое повествование о возможных событиях. Я же понимаю миф как структуру верований, которая сложилась у человека в отдельно взятую эпоху.

Любая структура состоит из отдельных компонентов, которые находятся в неразрывной взаимосвязи и оказывают постоянное влияние друг на друга. Этими компонентами в рамках своей работы я буду считать Теорию и Искусство, которые являются Языком, выражающим сущность мифа. Я объясняю такую иерархию мнением О. Шпенглера: «Произведение искусства выражает всего человека, весь смысл существования».

Помимо прочего, следует упомянуть, что миф есть объяснение того, что, как правило, человек объяснить не в силах. […] При этом наше сознание и ментальность в какой-то степени определяются языком, на котором мы говорим и мыслим. Язык является некой заданностью, которая задает направление и границы восприятия человеком окружающего мира. Выражаясь словами Ортега-и-Гассета: «Человек привыкает ко всему – и к лучшему, и к худшему. Однако есть нечто, к чему он никак не может привыкнуть – отсутствие в себе самом внутренней ясности относительно того, как он смотрит на вещи».

Неясность, о которой говорит Ортега-и-Гассет, вытекает именно из такого человеческого свойства, как умение вербально излагать свои мысли. Чтобы ясно и четко изъясняться, человек нуждается не только в знаковой системе, отображающей произносимые звуки, но также и в чем-то, что было бы больше приближено к типу восприятия им окружающей среды. Так возникает потребность в искусстве, как в языке, который передавал бы информацию посредством образа (изобразительные искусства), звуков (музыка), телодвижений (танец).

Таким образом, составляющие мифа Теория и Искусство являют собой два способа формулировки информации: Теория вербальный, Искусство – образный.


Освальд Шпенглер - немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Источник - google
У античного человека нет точки опоры вне мира, в котором он живет
О картине мира античного человека Романо Гвардини писал: «Божественное составляет изначальную и тайную стихию мира. Человек живет в ней, а она живет в человеке: осознать это и признать правильным – суть религиозного мироотношения». У античного человека нет точки опоры вне мира, в котором он живет. Вся античность заключена в самой себе и сама себя выражает. Античность не ищет поддержки извне, это же выражается и в искусстве. […]

В Средние века изменяется не только понятие веры, но и приходит новое ощущение формы и ее действия в искусстве. Однако каноничность и завершенность не исчезают бесследно, они продолжают существовать в других образах. Здесь я бы хотела опереться на мнение Аверинцева, который считал, что Священное Писание есть «завершенный в себе текст». То есть чувство законченной телесной формы, которая существовала в античности, продолжает присутствовать в сознании средневекового человека и даже обретает культовую функцию. Изменяется только ее проявление: она становится символьной.

На определенный период человек перестает осознавать ценность образов в религиозном контексте. В период иконоборчества в Византии (730-1046 гг.) полностью запрещается такой развитый вид искусства, как иконопись, из-за внутренних реформ и особого внимания к церкви Льва III (675 - 741 гг.). Библейская заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу...» становится идейным обоснованием иконоборчества. В этом историческом примере мы наблюдаем временно исчезновение искусства как языка. Возвращением искусства в мифологическую систему образов Средних веков мы обязаны Фоме Аквинскому (1225 - 1274 гг.), который доказал, что через лицезрение божественного образа иконы, человек приближается к Всевышнему. Познать Бога в себе с помощью эстетики и есть основная идея, которая пришла в архетипическое сознание европейского человека. […]

Древнегреческие скульптуры.
Источник - google
В эпоху Просвещения человек больше не инструмент Господа-Бога, теперь он часть Матери-Природы
Эпоха Просвещения привнесла в европейскую культуру стремительное развитие науки, философии и общественной жизни: появляются новые учения о государстве и праве, изменяются принципы ведения хозяйства. Главной характеристикой этого времени является полное уничтожение всех существующих границ во всех сферах жизни общества. Миф, а следовательно, и Искусство в таких условия претерпевают значительный упадок из-за полного переключения внимания человека с качественной художественной ценности на количественную. […]

Всё, ранее бывшее каноном, теперь подвергается сомнению. Человек больше не инструмент Господа-Бога, теперь он часть Матери-Природы, как говорил Гвардини: «Человеческое дело перестает быть служением, выражающим послушание Творцу, и само становится «творением», «творчеством»; человек, прежде слуга и раб, становится «созидателем».

Ранее находившиеся под властью Церкви наука, искусство, политика вырываются из рамок и устремляются в бесконечный поиск самих себя. […]
В XIX веке Слово и Образ синтезируются, образуя одно целое. С помощью Слова может быть создан Образ, и наоборот, Образ может быть изложен Словом.

Еще недалекий от нас XX век пролил свет на то, как отдельно взятый индивид или же группа индивидов могут менять ход истории. Это касается не только политических деятелей, но и людей искусства. Тип таких людей Карл Густав Юнг назвал визионарным в противовес психологическому. Художники психологического типа, по Юнгу, творят, используя только личностный слой психики, индивидуальный опыт. Визионарный же тип имеет доступ к архетипным (бессознательным) истокам цивилизации и, таким образом, своим творчеством создает миф своей эпохи.

Эдмунд Блэр Лейтон The piano lesson.
Источник - google
Со временем искусство стало общедоступным, и человек больше не воспринимает искусство как нечто сакральное
Художники визионарного типа обращены к мифологическим сюжетам и заняты мистическим постижением человеческих глубин. Они-то и дают человечеству самые значительные произведения искусства, которые сочетают в себе художественное совершенство и глубину проникновения в тайны мироздания.

Однако применительно ли такое суждение относительно настоящего времени? Едва ли. Причиной такой скептической позиции является: во-первых – массовость и универсализм искусства, во-вторых – увеличивающееся число населения планеты. Этим я хочу сказать, что со временем искусство стало общедоступным, и человек больше не воспринимает искусство как нечто сакральное. Так и увеличение зрителей не дает большего числа приверженцев той или иной идеи, а наоборот, дробит общество на отдельные меньшинства.


Карл Густав Юнг
швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии.
Источник - google
Увеличение зрителей не дает большего числа приверженцев той или иной идеи, а наоборот, дробит общество на отдельные меньшинства
Трудно говорить и трактовать современный миф в настоящем времени, ведь мы с вами являемся частью и носителями этого мифа. Можем ли мы отрешенно и объективно взглянуть на ситуацию в целом? Собственно, о прошлом мы имеем возможность судить только лишь потому, что не являемся его активными участниками. Мы отдалены от него на достаточное расстояние, чтобы смотреть на картину в целом и видеть ее непредвзято.

Быть может, в будущем наши потомки будут судить о нас, как о тех, кто первыми существовали в двух реальностях: виртуальной жизни социальных сетей и реальной жизни. Идеи, существующие в наше время, как и всё в нашем мире не могут быть абсолютными. […]

Искусство приобретает все более неясные рамки. Думаю, многие люди задаются вопросом: «Что же считать искусством?». […] Теперь каждый индивид имеет точку зрения абсолютно идентичную и ни на что не похожую. И это происходит на плацдарме глобализации, которая, наоборот, универсализирует информацию, доходящую до большинства. Вот каков парадокс современного мифа, который предстоит раскрыть нашим потомкам.

Александр Кандинский «Кубизм».
Источник - google

Таким образом, миф есть неотъемлемая часть европейской цивилизации и ее активно действующая сила, в которой нашли себя Теория и Искусство. Последние имеют два способа донесения идеи мифа: Слово и Образ. Европейская цивилизация прошла путь значительных трансформаций мифа в сознании человека. От четкой, ясной и конкретной античности до потери границ и потери знания о том, что такое границы.