В ЭТОМ НОМЕРЕ
АВТОР АНДРЕЙ КАЛИНОВСКИЙ

КИБЕРОБЗОР

Наш критик и организатор кинолекториев Андрей Калиновский к самой ожидаемой премьере года, «Бегущему по лезвию 2049», предвкушая последующий за выходом фильма интерес к жанру научной фантастики – киберпанку, погрузился в вымышленное пространство и составил список обязательных к изучению трудов в литературе, кино, видеоиграх.

5 ноября на большие экраны нашего города ворвется канадский режиссер Дени Вильнёв с одной из самых ожидаемых картин года – «Бегущий по лезвию 2049». Шутка ли, но оригинальная лента 1982 года, которая обрела культовый статус и признана классикой жанра, до сих пор живее всех живых. При этом Ридли Скотт снял фильм еще до введения термина «киберпанк» в употребление.

Киберпанк, выросший из антиутопических романов, обширен и сложен - множество трактовок неполно отражают его аспекты. Литературоведы пишут работы и связывают развитие жанра с работами Берроуза и Киндреда Дика, другие связывают его становление с мэтрами вроде Гибсона и Стивенсона.
Ясно одно: технический прогресс имеет обратную сторону, и в конечном счете мы замечаем все более значительную пропасть между различными слоями общества в стремительно развивающейся машине информационных технологий, подконтрольной глобальным корпорациям. Еще фантастические в 80-х постиндустриальные дистопии уже не кажутся жуткими, а факт влияния технологий на социальные аспекты нашей жизни уже никого не удивляет. «Бегущий по лезвию 2049» вновь поднимет волнующие темы человечества, запутавшегося в паутине технического совершенствования.

Ready player one? Begin!

ЛИТЕРАТУРА
Уильям Гиббсон
Мэтр, отец-основатель, светило жанра – первые ассоциации при упоминании роли Гибсона в научной фантастике. Американца негласно считают не только зачинателем киберпанк-литературы, но и жанровым революционером, трилогия которого («Киберпространство») определила лицо научной фантастики на десятилетия вперед.

Будущее по Гибсону – торжество биоинженерии, транснациональных корпораций и дзайбацу (японских конгломератов), а также глобальной сети. Как правило, события романов происходят после катастроф (войн или землетрясений), которые являются для читателя точкой отсчета и бэкграундом для главных героев. В своей литературе Гибсон поднимает проблемы рождения, жизни и смерти, признания искусственного интеллекта.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
ЧТО ПОЧИТАТЬ
1
Трилогия Киберпространство («Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза Овердрайв»).
2
Трилогия моста («Виртуальный свет», «Идору», «Все вечеринки завтрашнего дня»).
3
Трилогия Синего Муравья («Распознавание образов», «Страна призраков», «Нулевое досье»).
ЛИТЕРАТУРА
Брюс Стерлинг
Родившись в жарком Техасе, Брюс Стерлинг начинал писательскую карьеру будучи студентом журфака. Постоянно пытаясь примкнуть к тому или иному литературному движению, молодой автор публикует в 1977 году первый роман «Сам, сделанный человеком», а в 1980-м второй – «Глубинные течения». В последнем начинает прослеживаться авторский почерк будущего классика.

Герои романов Стерлинга – личности, пытающиеся встряхнуть закостенелые устои. Вообще Стерлинг приобрел себе славу не только как научный фантаст, но и как полемист и критик. Газетные репортажи о хакерах, романы-манифесты, пропагандистские рассказы и постоянная боязнь повторений позволяют поставить Брюса в ряд центральных для киберпанка авторов. Каждый роман Стерлинга затрагивает совершенно разные проблемы мира будущего.
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
ЧТО ПОЧИТАТЬ
1
«Искусственный ребенок»,
2
«Схизматрица»,
3
«Машина различий» (в соавторстве с Уильямом Гибсоном),
4
«Священный огонь»,
5
«Распад»,
6
«Дух времени»,
7
«Зенитный угол».
ЛИТЕРАТУРА
Нил Стивенсон
Появившись на свет 31 октября 1959-го, в Хэллоуин, будущий обладатель премии «Хьюго» рос в семье электротехника и биохимика. Будучи студентом Бостонского университета, перешел из физического в географический отдел, мотивируя это тем, что в последнем "компьютеры круче".

По словам Нила, сам он практически не читает фантастику, потому как это мешает его собственному восприятию и написанию романов, однако именно ему удалось раздвинуть рамки классического киберпанка и выработать стиль так называемого посткиберпанка - миров более детальных, строгих, но менее агрессивных. Критики называют Стивенсона Квентином Тарантино научной фантастики, а его романы не только затрагивают широкий круг вопросов (суперинфляция, цифровые и биологические вирусы, нано- и компьютерные технологии), но и предсказывают развитие технологий.
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
ЧТО ПОЧИТАТЬ
1
«Лавина»
2
«Алмазный век»
3
«Криптономикон»
4
«Анафем»
ЛИТЕРАТУРА

Еще обратите внимание на следующих авторов:
  • Томас Пинчон
  • Майкл Суэнвик
  • Джефф Нуф.


ВИДЕОИГРЫ
Deus Ex
Признайтесь, здесь вы не ожидали увидеть другого названия. Про главную видеоигровую икону киберпанка за авторством Уоррена Спектора и техасской студии Ion Storm уже написано слишком много.

Сочетая в себе элементы стелс-экшена, шутера и ролевой игры, Deus Ex в рамках одного уровня предоставляла игроку пьянящую свободу действий и множество решений поставленных задач. Оригинальная игра, впрочем, как и продолжение серии Deus Ex: Human Revolution, знаменита своими пророчествами - социальное неравенство, новая волна терроризма в XXI веке, искусственные импланты и другие более глубокие технические вопросы, о которых сегодня мы читаем в мировых новостях. Самая тиражированная история, связанная со сбывшимися предсказаниями, - отсутствие силуэтов башен-близнецов на фоне виртуального Нью-Йорка, описанное за 15 месяцев до известных событий. Связано это было с ограничениями использования памяти самой игрой, но это уже никого не волновало.
КАДР ИЗ ИГРЫ Deus Ex: Mankind Divided (2016). Разработчик: Eidos Montreal
ВО ЧТО ИГРАТЬ
1
Deus Ex (2000),
2
Deus Ex: Human Revolution (2011),
3
Deus Ex: Mankind Divided (2016)
ВИДЕОИГРЫ
SYSTEM SHOCK
Еще одна игровая киберпанк-серия, руку к которой приложил Уоррен Спектор, - путешествие с нелинейным действием, события которого происходят в мрачном глубоком космосе. System Shock также часто называют родоначальником того самого интеллектуального шутера - большинство информации подается игроку в текстовом виде, а основные механики так или иначе сосредоточены вокруг хакерства, усовершенствования оружия и решения головоломок.

Игровой сюжет развернулся вокруг враждебного искусственного интеллекта SHODAN, угрожающего всему человечеству и искусно строящего ловушки игроку, пытающемуся остановить его безраздельную власть. Две части System Shock отличают пугающие хоррор-элементы.

Если хотите прикоснуться к классике, но вас решительно отпугивает ее техническая сторона, то у нас хорошие новости: в следующем году обещают выпустить ремейк оригинального System Shock. Сиквел же прямо сейчас можно купить на цифровой площадке Steam со всеми патчами и исправлениями ошибок.
АРТ К ИГРЕ System Shock 2 (1999). Разработчик: Irrational Games, Looking Glass Studios
ВО ЧТО ИГРАТЬ
1
System Shock (1994)
2
System Shock 2 (1999)
3
System Shock (2018)
ВИДЕОИГРЫ
SYNDICATE
Легендарная игровая студия Bullfrog Productions у игроков старой закалки ассоциируется, прежде всего, с постоянными экспериментами в невообразимо различных механиках, а ее самого узнаваемого выходца – Питера Молиньё – так и вовсе продолжают называть то сказочником, то обманщиком, то первопроходцем. Так и к разработке знаменитой серии Syndicate команда во главе с гейм-дизайнером Шоном Купером пришла не сразу - идея тактических сражений кибернетических воинов долгие годы витала внутри коллектива. Оригинальный Syndicate 1993-го выдался на редкость запоминающейся попыткой студии перевести мрачную киберпанк-философию на рельсы тактической экшен-стратегии.

Поделенный между глобальными корпорациями мир находится в упадке, но его жители из-за внедренных в мозг чипов, прихорашивающих реальность, не замечают ужасов, творящихся на улицах. При этом игроку отводится роль совсем не очередного странника, а главы корпорации, целью которой является подмять под себя все территории и уничтожить конкурентов. Основа геймплея - четыре подконтрольных игроку киберагента, промышляющие воровством данных, вербовкой ученых, захватом правительственных лиц и другими темными делами. Особенно запомнился аудитории прибор под названием persuadetron (переубеждатель), позволяющий взламывать чипы и переманивать толпы безвольных прохожих на свою сторону. Неразрывная смесь невероятных стратегий, тактики, экономики и экшена, да еще и с запредельной на тот момент графикой в разрешении 640x480, покорила PC-игроков.

В 1996-м году в сиквеле Syndicate Wars разработчики смогли реализовать то, что технически не представлялось возможным еще несколько лет назад, - неоновые вывески, видеоэкраны с трейлером «Призрака в доспехах», динамическое освещение под аккомпанемент дождя и разрушаемое окружение. Несмотря на непомерные системные требования и ряд технических огрехов, Wars во многом опередил свое время и стал последней тактической игрой в серии.

АРТ К ИГРЕ Syndicate (1993). Разработчик: Bullfrog Productions
ВО ЧТО ИГРАТЬ
1
Syndicate (1993)
2
Syndicate Wars (1996)
ВИДЕОИГРЫ
Отдельного упоминания заслуживают
  • Snatcher (Konami, 1988),
  • Beneath a Steel Sky (Revolution Software, 1994),
  • Transistor (Supergiant Games, 2014).

КИНЕМАТОГРАФ
Матрица
Произведшая эффект разорвавшейся бомбы в 1999 году картина и по сей день продолжает будоражить умы зрителей. «Матрица» вышла не только на уровень многочисленных невероятных фанатских теорий, касающихся трактовок сюжета, но и стала самым узнаваемым "лицом" гипотезы симуляции.

Представление о том, что мы являемся частью большой компьютерной системы, подстраиваемой под наше восприятие, сознание и объекты материального мира, - основной лейтмотив трилогии жизни, смерти и Нео, избранного для освобождения обреченного человечества и прекращения вечной войны людей и машин. Киберпанк-триллер, сражающий наповал невероятно техничными экшен-сценами и мрачной эстетикой, перемешивался с философией лучших образцов жанра.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА "Матрица" (1999). Реж. Лана и Лилли Вачовски
ЧТО СМОТРЕТЬ
1
Матрица (1999)
2
Матрица: Перезагрузка (2003),
3
Матрица: Революция (2003)
КИНЕМАТОГРАФ
РОБОКОП
Если отбросить оригинального "Бегущего по лезвию" как фильм, который должен увидеть любой уважающий себя кинолюбитель, то у большинства зрителей именно «Робокоп» будет ассоциироваться с темой упадка социальных коммуникаций на фоне развития технологий. Фильм голландского режиссера Пола Верховена довольно точно предсказал будущее Детройта. Роботы улицы пока не патрулируют, но среди разрушенных школ, театров и вокзалов в городе, где уличные фонари включают лишь в центре, а уровень преступности в разы превышает средние показатели в стране, сами улицы становятся полигоном для полиции, которая испытывает новые разработки в области охраны правопорядка.

Философский фантастический боевик, в котором обрывки воспоминаний полицейского Алекса Мёрфи могут резко прерываться жестокими натуралистичными сценами насилия, новому зрителю уже не покажется каким-то невероятным высказыванием, потому как документальные снимки текущих новостных лент уже не столь резко контрастируют с художественным вымыслом. За страшным предостережением сегодня оригинальный «Робокоп» смотрится как мрачная, но довольно реалистичная утопия с потрясающими спецэффектами. А прошло всего-то 30 лет.
СКРИНШОТ ИЗ ФИЛЬМА "Робокоп" (1987). Режиссер: Пол Верховен.
ЧТО СМОТРЕТЬ
1
Робокоп (1987)
2
Робокоп 2 (1990),
3
Робокоп 3 (1992).
КИНЕМАТОГРАФ
ТРОН
Киберпанк как жанр всегда ассоциировался с невероятной художественной эстетикой, а его представители неизбежно наложили отпечаток на зрелищное кино в целом. Первый фильм, сумевший воспроизвести чистое киберпространство на большом экране, - лента Стивена Лисбергера 1982 года, вышедшая примерно в одно время с фильмом Ридли Скотта. В отличие от последнего «Трон» узнается своей «внешностью» даже не смотревшему оригинал зрителю - мир, придуманный комикс-художниками Сидом Мидом и Жан-Клодом Мезьером (последний также является автором дизайна интерьеров и автомобилей в фильме Люка Бессона «Пятый элемент»), стал вехой в развитии CGI.

Оригинальный для своего времени сценарий рассказывает историю Кевина Флина, оказавшегося оцифрованным и попавшим внутрь виртуального мира компьютера. Проходя через внутреннее устройство Трона, герою предстоит встретиться лицом к лицу с искусственным интеллектом, отвечающим за управление корпоративных компьютеров в реальном мире.

Несмотря на то что фильм не был высоко оценен массовым зрителем, вышедшая под патронажем издательства Midway Games игра по мотивам фильма, распространявшаяся на аркадных автоматах, принесла больше дохода, чем оригинальная лента. О сиквеле «Трон: Наследие», открывшему второе дыхание для электронной группы Daft Punk, записавшей саундтрек для картины, вы наверняка знаете.
СКРИНШОТ ИЗ ФИЛЬМА "ТРОН" 1982, реж. Стивен Лисбергер
ЧТО СМОТРЕТЬ
1
Трон (1982),
2
Трон: Наследие (2010).
КИНЕМАТОГРАФ

Отдельного упоминания заслуживают
  • "Тэцуо - железный человек" (Синья Цукомото, 1989),
  • "Джонни Мнемоник" (Роберт Лонго, 1995),
  • "Нирвана" (Габриэле Сальваторес, 1997).