ТЕКСТ: Дмитрий Люсиков

БЕССОНИЦА

Лингвист Дмитрий Люсиков, как когда-то Люк Бессон в режиссеры, в кинокритики записался по воле случая. Много лет парень увлекался кино, а сегодня в своем обзоре самого ожидаемого фильма прошлой недели – «Валериан и город тысячи планет» – утверждает, что картина, скорее, копия «Пятого элемента», нежели новая Вселенная с культовыми героями. О попытках позднего Бессона воскресить в себе раннего Бессона в семи абзацах ниже.
В то время как главные герои фильма Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» вызволяют своего капитана из рук захватчиков, сам фильм захватил кинотеатры города. Зрители уже назвали картину «Пятый элемент». Ну, почти». В целом же фильм можно рассмотреть как попытку, именно попытку, режиссера создать альманах из собственных удачных находок и попытаться передать молодому зрителю, не заставшему эпоху видеокассет, всё то, за что когда-то полюбили историю нью-йоркского таксиста Корбена Далласа и его инопланетной красотки. Рассуждаем.

Но прежде небольшое замечание: писать о Люке Бессоне непросто. Так же непросто, как описывать один и тот же пейзаж в разные поры года: элементы одни и те же, а восприятие – разное.

На афишах «Валериана и города тысячи планет» красуется привычное «от режиссера «Пятого элемента» и «Люси». Напомню, за 26 лет кинематографической карьеры Бессон создал немало ярких образов в разных жанрах, способных привлечь зрителя в кинотеатры. Причем массово. Но обратите внимание: последние работы неизменно сопровождаются уже упомянутым выше «от режиссера «Пятого элемента». Кто будет спорить? Фильм действительно хорош – оригинальный, яркий и динамичный. Но почему ни прокатчики, ни маркетологи, ни сам режиссер не считают уместным напомнить, что в фильмографии есть еще «Леон», «Никита», «Подземка», «Ангел-А». Думаю, сегодняшний Люк Бессон, как и город тысячи планет от реальности, бесконечно далек от того парня, способного показать ребенка в наемном убийце, киллера в хрупкой девушке, настоящую свободу, запрятанную в сердцах маргиналов, живущих в метро.
«Почему я снял «Подземку»? Зачем я сделал всё это подводное безумие в «Голубой бездне»? Зачем я снял этот мрачный фильм о Никите? Не знаю. Снял, и всё. Я делаю то, что делаю, потому что хочу этого, потому что я хочу изучать, искать новые вещи».
Люк Бессон, режиссер
Гротескные, запоминающиеся визуальные образы, сюжетная динамика, яркие диалоги. Несмотря на прошлые заслуги, «Валериан» обрекает нас на разговор немного о другом режиссере Люке Бессоне. Он ни в коем случае не утратил умения хорошо делать кино. Но утратил, как герои его дебютного фильма «Последняя битва», базовый коммуникативный навык, разучился придумывать и рассказывать зрителю историю, низведя сюжет до повода, позволяющего насытить кадр визуальными эффектами и экшен-сценами. Вспомнить хотя бы крайне невнятный байопик о борце за права человека в Мьянме Аун Сан Су Чжи. В нем Бессон так увлекся воссозданием деталей быта главной героини, что, забыв о собственном стиле, создал невероятно громоздкую, неповоротливую конструкцию. В общем, к своему самому дорогостоящему проекту «Валериан и город тысячи планет» – экранизации комикса, европейского ответа «Аватару» Джеймса Кэмерона – Люк Бессон подошел с не самым рейтинговым кинобагажом.
«Можно следовать только за своими инстинктами и не ссылаться на то, что это могло бы понравиться публике. Поэтому для своих фильмов я принципиально не делаю предварительные показы».
Люк Бессон, режиссер
Надо признать: Бессон сделал все, чтобы передать зрителю свою любовь к фантастическому миру картины, к населяющим его существам и героям, творящим историю. Фильм посвящен отцу режиссера, который подарил маленькому Люку его первый выпуск комиксов «Валериан и Лорелин». Важно понимать, что немало образов из Вселенной комикса уже было использовано при создании «Пятого элемента», так что обилие цитат, даже зеркальных сценарных ходов из этого фильма, необязательно стоит называть самокопированием и обвинять режиссера в отсутствии свежих идей. Визуально это наслаждение и приятная тоска по «Пятому элементу».

«Валериан» – это синтез умения создавать неземной красоты пейзажи и понимания того, как приковать внимание зрителя к экрану, но не более. Люк Бессон был и остается мастером воплощать свои фантазии на экране, но слабый сценарий – существенный минус. Как всегда в центре сюжета стоит пара (режиссер практически во всех своих фильмах расставляет акценты на неполноценности героя, если его не дополняет абсолютно равноценный, а иногда и более важный женский образ). Фильм заставляет скучать как раз тогда, когда сюжет во второй половине экранного времени развивается более стремительно и требует понимания происходящих в ленте симуляций политических интриг, очевидных моральных выборов и случаев фантастической глупости героев-суперагентов.

Если же рассматривать «Валериан и город тысячи планет» исключительно как кино-аттракцион, каковым он, по сути, является, то жалеть о времени, проведенном в кинотеатре, не стоит. Все-таки большой экран – это яркие визуальные впечатления от Вселенной, которую захочется увидеть еще раз. Жаль, что вести нас по ней в случае кассового успеха первой части будут безликие герои, а не нью-йоркский таксист Корбен Даллас и его инопланетная красотка.
«Я больше всего автор. Артист как художник. Мне нравится просто просыпаться утром, брать листок бумаги и ручку и писать. Это делает всех равными. Я чувствую, что в этом ни у кого нет преимуществ, потому что любой может так же взять в руки обычный чистый лист».
Люк Бессон, режиссер