Чему не учат в школе

Врач-хирург и член команды больничных клоунов FUNNY NOSE Анна Кушнерова рассказывает маленькие истории из жизни, похожие на притчи. В них она говорит о том, как найти подход к детям, которым взрослые уже вынесли педагогический вердикт.

Анна КУШНЕРОВА
Иллюстратор Ира ОЛЮНИНА
ЧУВСТВОВАТЬ ЧУЖУЮ БОЛЬ
Маленькая история о том, какими могли бы стать взрослые
На моих глазах трехлетний мальчик терзал котенка: бросал его в воду (в большую бочку для полива). Котенок пищал и карабкался, а ребенку было потешно. Я отреагировала почти мгновенно – спасла кота и попыталась спасти ребенка: объяснила, в чем тот не прав. На мою неравнодушную реакцию маленький человек выдал свою – расплакался. На «сигнализацию» прибежал «воспитатель» ребенка. На крики: «Что ты делаешь?! У него же больное сердце! Нельзя его ругать! Вдруг он умрет?!» я спокойно ответила: «А вдруг он будет жить?» Понимаю, эгоистично, некрасиво, но все же.

Позже заметила, как этот ребенок топчет маленьких жучков с агрессией настоящего бесенка. К счастью, «воспитателя» рядом не было, и мы с малышом поговорили как два умных человека.

– Смотри, – говорю ему, – этот маленький жучок сынишка этих двух, которые спрятались под листком. А вот сейчас сынишка куда-то пополз… О! Наверное, отправился в школу для маленьких жучков!
– А вот это его учительница… – подключился мальчуган.

Мы около часа упражнялись в фантазии и человечности. Дальше он уже не обижал кого-то живого. Во всяком случае, не замечала.
Научить детей понимать мир и сопереживать его жителям могут только взрослые, которых в свое время научили понимать и сопереживать миру.
ОСТАВАТЬСЯ ЧЕСТНЫМ С БЛИЗКИМИ
Маленькая история о воспитанной лжи
Вика, 7 лет, со слов «воспитателей», хулиганка и врунишка. Но я на слово не верю, мне посчастливилось поиграть с девочкой.

В одну из посиделок ко мне с тревогой в голосе подбежала Вика:
- Я случайно разбила люстру! Крутила ключ на веревочке, а он улетел в потолок...

Вместе мы пытались исправить поломку до прихода «воспитателей», но не успели. Девочка все отрицала, но никто ничего не хотел слушать: в доме поднялся ураган - крики, наказания, слезы... Я разделила беду с Викой. Потом мы долго говорили с «воспитателями». Они утверждали, что в шоке от ребенка, и не знают, как повлиять.

– Эй, ребенок, а почему ты обманываешь? – спросила я, вновь оставшись с Викой наедине.
– Я боюсь говорить правду…

Дети прячут поломанные игрушки, разбитые чашки, обрисованные книжки, всё сваливают на кота из страха быть наказанными. Наивная душа ребенка не может быть источником вредительства – это любопытство, пусть иногда и на грани. Взрослые, не будьте слепы. Даже вы совершаете ошибки по незнанию. Неужели вы бы не хотели понимания к себе в такой момент?
ПРОБОВАТЬ, ОШИБАТЬСЯ, НО ВСЕ РАВНО ПРОБОВАТЬ
Маленькая история о навязанных мечтах
Вероника 10 лет от роду интересовалась всем, что связано с творчеством (хотела петь, рисовать, писать стихи). Делала это, как умеет, но, что нечасто свойственно детям, стремилась научиться лучше. И в очередной раз, завороженная чьим-то успехом, прибежала к «воспитателю»:
– У нас в школе кружок рисования есть, можно я туда пойду?
– Ты что, художником будешь? Тебе это не надо, иди уроки делай, – незамедлительно последовал ответ.

С тех пор прошло много лет. Недавно случайно встретились с уже взрослой Вероникой. Работает на обычной работе, порядочный человек.

– Ань, каждое утро волоку себя на работу, как Мюнхгаузен: хватаю за волосы и тащу только не из, а в болото! Я так многому хочу научиться: сохраняю картинки и ссылки на курсы, но понимаю, что не могу найти времени на это… А ведь я хотела быть художником.

«Воспитатели», уверены ли вы в своей правоте? Вы лишь платформа, от которой отталкиваются дети. Развить все свои таланты - не это ли путь к счастью?
ПОНЯТЬ ПРАВИЛА ЖИЗНИ ИГРАЮЧИ
Маленькая не фантастическая история, но с фантазией
16 детей от 2 до 15 лет в одной комнате. Примерно так выглядит палата без матерей в период разгара респираторных инфекций в больничном отделении. И ты, врач, один на один с ними в этом небольшом помещении все 24 часа.

Обделенные любовью и вниманием дети хулиганили, бились, ругались. Сходив за лекарствами, поняла, что в палате начался бунт. Кричать в обществе детей не вижу смысла – разве что вы их в лесу потеряли. Но дисциплину надо как-то соблюдать – иначе ни работы, ни выздоровления. Сделав важный вид, привлекла внимание на себя и предложила: "А давайте построим королевство?"

В палате были цветные карандаши и бумага, ножницы и клей – всё это пошло на изготовление корон и орденов. Минут двадцать веселой игры. И затем как первооткрыватель Королевства начала раздавать должности. Был в этой веселой компании самый сердитый и хулиганистый мальчишка – он стал Министром дисциплины. В нашем Королевстве стало тихо и спокойно, ведь Министр не мог драться и обзываться, он был примером для своих подданных.

Игра – универсальный язык, с помощью которого можно проникнуть в чудесный мир восприятия ребенка и понять его.