АВТОР Дмитрий ЛЮСИКОВ

КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ ОСТАЛСЯ:
«ЛУЧШЕ ЗВОНИТЕ СОЛУ»

После завершения культового и сверхуспешного сериала «Во все тяжкие» его создатели анонсировали выход спин-оффа об адвокате-пройдохе Соле Гудмане (Боб Оденкерк). В этом году сериал «Лучше звоните Солу» преодолел отметку в три сезона, став заметно ближе к оригиналу. Так или иначе нас как зрителей приквела интересует, что же было до. Об этом ниже.
Сразу после объявления о запуске сериала-ответвления закрались сомнения: смогут ли авторы «Во все тяжкие» повторить успех картины. Недоверие вызвали заявления креативщика Винса Гиллигана, что следующий сериал будет чуть ли не комедийным. Кстати, слова подкреплялись намерением снимать в 30-минутном формате, а не в более привычном для драматического жанра часовом. С первых минут «Лучше звоните Солу» все вопросы были сняты: юмор в сериале, безусловно, есть, но настолько черный, что назвать ленту комедийной язык не поворачивается.

Еще одной сложной задачей представлялся сам главный герой. Дело в том, что заявленный Сол Гудман на фоне других героев оригинальной картины до выхода сериала в свою честь всегда смотрелся простачком или лицом второго плана. У него, эдакого криминального шустрилы, внутренние метания вызывал только выбор галстука. В общем, наполнить такого героя интересным бэкграундом, пролить свет на формирование его личности, дать его персоне определенную глубину – не самая простая цель шоураннеров.
С первых серий нас знакомят с образом Джимми Макгилла – человека, хотя и с непростым прошлым, но изо всех сил цепляющегося за светлое будущее. В нем уже есть некоторые черты Сола Гудмана, но его искренность, находчивость, целеустремленность заставляют если не поверить в лучшее, то уж точно захотеть, чтобы концовка сериала была не столь предрешенной. От серии к серии мы узнаем все больше о судьбе Джимми, который постепенно превращается в знакомого нам из «Во все тяжкие» прожженного адвоката.
Однако, после первого сезона возникает впечатление, что превращение – это заслуга в первую очередь неблагоприятных обстоятельств и неблаговидных поступков близких людей. Но уже во втором сезоне образ главного героя "эволюционирует". Мы видим ту часть его личности, которую его родной брат называет «падучим Джимми» - зритель знает ее под именем Сола Гудмана. Можно уверенно сказать, что за два сезона мы получили интересный, глубокий образ. В итоге и от третьего сезона фанаты ждали появления новых граней в характере героя. Однако на двадцатой серии история начинает буксовать. На экране мы по-прежнему видим Джимми-Сола, раздираемого внутренними противоречиями и сдающего один бастион за другим в тщетных попытках устроить свою жизнь. Все вопросы, которые хотел задать себе зритель, уже были озвучены в первых двух сезонах. Ключевые события все больше погружаются в юридические тонкости. Единственный плюс - в третьем сезоне можно насладиться дополнительной сюжетной линией о бывшем полицейском Майке Эрментрауте (Джонатан Бэнкс).
Несмотря на вышеописанные недостатки, постоянный зритель у «Лучше звоните Солу» есть. Чем же сериал так хорош? Из того, что первым приходит на ум, – неспешность повествования, глубокие разговоры, нестандартная техника съемки, умение чередовать гротескный юмор с глубоким драматизмом. Как и в истории Уолтера Уайта (Брайан Крэнстон), в истории Сола Гудмана нет навязчивой поучительности, нет однозначных ответов. Мог ли Джимми Макгилл не стать Солом Гудманом? Проблема ли в устройстве человеческого общества, которое не дает возможности людям вроде Уолтера Уайта или Джимми Макгилла применить свои таланты (а они, безусловно, одаренные люди)? Или же есть личности, склонные разрушать все, к чему прикасаются?

Есть вполне справедливое предположение, что в четвертом сезоне нас ожидает ускорение происходящих на экране событий. Все-таки сделать еще десять серий, в которых не будет происходить никаких существенных сценарных сдвигов, Гиллиган себе не позволит. Приведет ли это к окончанию истории либо приквел перейдет в сиквел (на эту возможность нам намекают вставки перед каждой дебютной серией нового сезона), пока можно только гадать. Впрочем, авторы «Лучше звоните Солу» один раз уже доказали умение вовремя заканчивать историю.