Когда в зарубежном информационном пространстве стали популярны онлайн-курсы, белорусским преподавателям поставили вызов: "А можем ли мы так же?"
С таким вопросом журналист Елена Верещагина обратилась к кандидату социологических наук, координатору "Летучего университета" Татьяне Водолажской.

Елена Верещагина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Татьяна Водолажская

– Мы разговорились на одном из публичных мероприятий, – вспоминает Елена. – Я рассказала, что смотрю лекции «Летучего» на YouTube. К тому моменту (2015 год) архив университета был довольно большой, но не систематизированный. Занятия в аудитории просто снимали на камеру, а после публиковали. В то же время стали набирать популярность зарубежные образовательные платформы, где курсы подавались в удобном для восприятия видеоформате. Собственно, нечто похожее я и предложила сделать Татьяне. Ей идея понравилась. Мы договорились, но старт на какое-то время отложился.

Осенью 2016 команда приступила к делу.

– Мы хотели показать, что потенциал белорусских ученых и специалистов очень высок, а их наработки уникальны. У каждого лектора свой подход к раскрытию темы. Возможно, ход его мыслей, за которым зритель может следить, – это и есть самое интересное и увлекательное.
~
~
За полгода Елена в команде с видеоинженером, менеджером и оператором подготовили пять курсов. По факту это набор получасовых видео, дающих представление по теме. Для пользователей курсы абсолютно бесплатны. Чтобы прослушать лекции, необходимо пройти регистрацию (занимает не больше минуты). Зато сама подготовка курса занимает около месяца.


- Самое сложное – подготовка к съемкам. Они похожи на кинопроизводство. Никакого суфлера. Несколько камер. Преподавателю нужно озвучит текст примерно на 20 листов. Минимум на пять часов мы арендуем студию, готовим площадку. Как правило, до нас в съемочном пространстве фотографируют невест, поэтому привести задний план в должный вид тоже занимает время, - объясняет Елена. - Затем лектор садится перед камерой. Бывает, что лектор волнуется, выглядит неестественно, теряется, однако спустя полчаса, максимум час, начинает получаться. В общей сложности, если мы хотим выпустить двухчасовой курс, нужно в два раза больше чернового материала.
~
~
После того как работа в студии завершена, будучи редактором, Елена просматривает курс целиком и предлагает преподавателю сокращения.


– В результате получается подробная стенограмма с примечаниями в виде основных тезисов и дефиниций, которые зритель потом увидит на экране. К слову, этот графический материал нужно также показать самим лекторам до публикации курса. Затем составляется отдельный план для видеоинженера. С учетом финального монтажа и всех исправлений я отсматриваю курс от и до пять или шесть раз.
~
~
Елена подчеркивает, что цель платформы – познакомить людей, впервые узнавших об университете, с его преподавателями и методами мышления, которые они предлагают.К тому же дистанционная платформа – это также возможность получать знания для тех, кто не может приехать на занятия в Минск.


Сейчас на платформе опубликовано 13 курсов. Темы для новых утверждает Татьяна Водолажская.


– Разброс тем широк. От экономики до библеистики, – говорит Елена. – У материалов платформы нет срока годности, поэтому я не обращаю внимание на статистику посещений. Моя цель – привести слушателей к преподавателям. И если даже для одного человека "Летучий университет" станет открытием, как создатель курсов я буду полностью довольна.
~

Дмитрий Пароменский

Слушатель курсов платформы
Вначале я познакомился с "Летучим" офлайн, поэтому о платформе узнал из разговоров в стенах университета. На мой взгляд, платформа действительно сделала процесс обучения более комплексным, систематизировала знания, а также дала возможность людям из других городов познакомиться с мнением Минских преподавателей. Кроме того, курсы дают краткую информацию и большой список литературы к ней. Таким образом, процесс образования становится бесконечным, ведь прочитанная книга - это всегда новые мысли, новые увлечения, новые знания и новые вопросы.
Дмитрий Пароменский
Слушатель курсов платформы
Вначале я познакомился с "Летучим" офлайн, поэтому о платформе узнал из разговоров в стенах университета. На мой взгляд, платформа действительно сделала процесс обучения более комплексным, систематизировала знания, а также дала возможность людям из других городов познакомиться с мнением Минских преподавателей. Кроме того, курсы дают краткую информацию и большой список литературы к ней. Таким образом, процесс образования становится бесконечным, ведь прочитанная книга - это всегда новые мысли, новые увлечения, новые знания и новые вопросы.
~
В свое время на саму Елену повлияли лекции доктора сакральной теологии Ирины Дубенецкой.


– За два года работы над дистанционной платформой я узнала больше, чем за пять лет учебы в университете. Мир сильно изменился, и сейчас недостаточно получить одну специальность на всю жизнь. Чтобы быть сопричастным тем процессам, которые происходят в городе, в стране, в мире, нужно постоянно учиться. К счастью, этот процесс абсолютно демократизировался, и сегодня получать знания может каждый вне зависимости от достатка и места жительства. С каждым новым шагом в проекте я острее и острее понимаю, сколько всего я не знаю. И это круто. А еще круче – что именно на нашей платформе на многие свои вопросы я нахожу ответы.
~
Перейти на сайт дистанционной платформы.
Текст и фото А.Писченкова
14.06.2018