в городе
текст: Анастасия ПИСЧЕНКОВА

ПЯТЬ СЛОВ С «ТРИБУНЫ»

КАК ПОЭТЫ НАМЕРЕННО ЗАЯВЛЯЮТ О СЕБЕ.
Алесь Вольштейн и Оксана Мельниченко
Оксана Мельниченко и Алесь Вольштейн – создатели самой популярной на сегодня площадки, где главное оружие для покорения сердец зрителя поэтическое слово – рассказали, какие слова сыграли ключевую роль в создании «Трибуны».
МАФИЯ
Алесь: Как зародилась «Трибуна»? Случайно. Как всегда вмешался его величество случай. Мой одногруппник абсолютно спонтанно предложил пойти сыграть в «Мафию» в компании малознакомых людей, которые периодически собираются вместе за круглым столом, чтобы город засыпал и просыпался.

В тот день среди участников была девушка с ником «Паэтка». Легко догадаться, что это была Оксана. Так как я и сам пишу стихотворения, естественно, поинтересовался, почему «Паэтка». Мы разговорились. Пытался выяснить, где собираются авторы, куда можно подать заявку, чтобы прочитать зрителю свои строки. Разговор был как про НЛО: существует поэтическая тусовка или нет. Проще говоря, получить четкий ответ не удалось, но тогда идея создать «Трибуну» еще не возникла. И познакомившись, и подружившись в «ВКонтакте», мы забыли друг о друге примерно на полгода.
Оксана: Слишком долго рассказывать, почему «Паэтка». Еще до «Трибуны» организовывала поэтические вечера, где читала свои стихотворения. Что касается «Мафии», вхожу в клуб игроков «11», но Алеся на игре видела впервые. Он утверждает, что участвовал целых три раза, но, видимо, раньше познакомиться была не судьба.

Мой опыт участия в поэтических вечерах был не самый удачный – об этом я и рассказала Алесю. Периодически меня приглашали куда-то выступать, но это было редко, и я решила организовать свои встречи в антикафе. Знаете, как говорится, свой парк с блек-джеком и… Но познакомившись с оргмоментами поближе, все забросила. Меня спрашивали, будут ли еще поэтические вечера? Я говорила, что будут. А сама ничего не делала для этого, хотя и понимала – это надо не только мне, но и другим авторам. Когда через полгода мне написал Алесь с предложением взять организацию на себя, не соглашаться было глупо, хотя и отнеслась к предложению довольно скептически.

ОПЫТ
Алесь: Полгода я продолжал писать в стол, а потом поехал на курс проектного менеджмента, где обучали созданию и продвижению проектов социальной направленности с минимальным бюджетом. Его название вряд ли кому-то о чем-то скажет. Покинул я его на середине, но уже с идей создания «Трибуны». Затем написал Оксане. После нашего разговора во время игры понял, что у нее есть опыт, есть знакомые поэты – этого было достаточно.
Оксана: Когда ты много раз пытаешься, но получается не все задуманное, сложно каждый раз начинать все сначала с еще большим энтузиазмом. Все-таки негативный опыт играет свою роль. Надо признаться, ко мне на поэтические вечера приходило не очень много людей, что расстраивало. Да, силы находить сложно, но надо. Алесь предложил взять на себя те моменты, которые казались непростыми для меня, а я предложила найти поэтов и помочь с планированием развития проекта. Важно было четко определить, что для нас провал (например, когда не пришел никто, кроме самих поэтов). И вот когда мы стали общаться, обсуждать идеальный и противоположный варианты, появилось вдохновение.
СВОИ
Алесь: Человек учится, когда общается с другими людьми. Наверное, поэтому в первую очередь меня интересовали социальные проекты. Кроме того, хотелось получать отдачу от работы, быть полезным. Больше всего, создавая «Трибуну», мечталось организовать площадку, которая со временем не превратится в закрытую тусовку, в этакое творческое гетто, где кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Это ужасно. Проект не должен закрываться сам в себе. На «Трибуну» мы собираем заявки, а не приглашаем на свое усмотрение. Мы стараемся, чтобы поэты не повторялись, чтобы каждый раз использовались новые форматы. Кроме того, чтобы расти, уделяем большое внимание обратной связи. С этим, конечно, проблема. На мой взгляд, наш зритель не умеет давать критику, а поэты не умеют ее воспринимать.
Оксана: Я пишу с детства. Мне нравится классическая поэзия. Профессия у меня ни разу не творческая. Инженер. Училась с программистами. Очень хотелось найти единомышленников – легких барышень поэтесс. Сейчас наша команда это не два человека, я и Алесь, а пять, которые спорят, не отвергая основной посыл. Что может быть лучше? Любому проекту нужны люди, которые будут говорить: «Нет, ребята, даже если вы считаете это правильным, подумайте, может, вот так будет лучше».
КОВЧЕГ
Алесь: Самое сложное в организации мероприятия – найти помещение. С моей точки зрения, «Трибуна» была вдохновлена арт-пространством «Ковчег». Уравнение «идея-реализация» в нашем случае решается примерно так: раз есть место, почему бы не сделать площадку.
Оксана: Мой прошлый опыт говорил о том, что атмосфера для чтения стихов очень важна. В антикафе, где я проводила встречи, атмосфера была домашняя. Мне очень нравится, что в «Ковчеге» тоже домашняя атмосфера, хотя есть и сцена, и стулья.
ЗАЯВКА
Алесь: «Трибуна» – это в первую очередь заявка. Для меня поэзия – это не посидеть, расслабившись за чашечкой кофе, а выйти на сцену и передать свой посыл человеку, а он пусть рефлектирует. Поэзия позволяет обратить внимание на какие-то определенные тенденции в обществе. У меня есть стихотворение «Три гроша». Одна из строчек «…А ты не заметил наскоку». Смысл в том, что если есть возможность сделать доброе дело, то нужно сделать. Рассказать метафорично о самом важном – в этом сила слова и сила поэта.
Оксана: Поэтические вечера – это слишком узко, а вот «Трибуна» – широко. Мы приветствуем творчество в любой форме. Пока это искусство слова, но не исключено, что будут и танцы, и музыка. Словом, авторы будут высказываться действительно на своем языке. Искусство должно быть разнообразным, потому что идеи нельзя загонять в рамки.