АВТОР ИВАН КРАВЦОВ
ФОТО: АНАСТАСИЯ ПИСЧЕНКОВА

СТРАШНЕЕ КОШКИ ЗВЕРЯ НЕТ

Что делать, если вы обнаружите на дороге дохлого черного кота? Бегите! Скоро здесь будет вершить суд самый кровожадный романтик и борец за свободу Ирландии! Во всяком случае так повествует спектакль «Лейтенант с острова Инишмор». Наш театральный критик Иван Кравцов о доведённой до абсурда жестокости, щемящей грусти и мозговышибательном юморе.

В пятницу 13-го в ГЦК труппа «Театра открытых» представила спектакль «Лейтенант с острова Инишмор» - черную эксцентричную комедию о дохлых котах и нестандартной борьбе за свободу Ирландии.
Основанная на одноименной пьесе знаменитого английского драматурга Мартина МакДонаха, это достаточно глубокая история, которая препарирует природу фанатизма и разъединения. Перед зрителем расцветает неожиданный букет конфликтов, завернутый в кулек доведенной до абсурда жестокости, убийственной сентиментальности и вывернутой наизнанку морали.

Здесь выражают политический протест, с расстояния в милю выбивая глаза коровам, признаются в любви, приглашая в «армию малыша Томаса», готовы пристрелить любого, даже собственного папашу или брата, а еще цитируют блестящие афоризмы и перекрашивают кота гуталином.
Действие происходит в начале 90-х годов прошлого века на богом забытом острове Инишмор. Отправной точкой спектакля становится обычный ирландский кот Томас (Марианна Корсак/Болтовский Евгений), которому кто-то опрометчиво вышиб мозги. Далее зрителя ждут комичные диалоги местных и не очень жителей, ожидающих возвращения лихого хозяина кота, Падрайка (Кирилл Жестянников), и неизбежной кровавой развязки.
Падрайк – герой наоборот. Это человек идеи, готовый абсолютно на всё ради ее достижения. Вообще количество «героев» в этой зубодробительной истории попросту зашкаливает: тут нет однозначно положительных действующих лиц (кроме разве что котов), но наибольшую симпатию и сочувствие вызывают персонажи Донни (Антон Попков) и Дейви (Артём Котович). Образы «папаши-раздолбая» и «парня с велосипедом» вышли вполне убедительными. Интересна и своенравная Мейрид (Дарья Ковалёва), которая в цепи роковых событий сыграла едва ли не ключевую роль.
Мартина МакДонаха не зря называют театральным Тарантино. В пьесе есть и искрометный юмор, и напряжённая атмосфера, и фонтаны кетчупа. Финал по-шекспировски мрачен: четыре трупа, две пристреленные кошки и разочарованная в жизни молодая леди. Но не резнёй единой.
Режиссер спектакля Янина Дрозд рассказывает:
– МакДонах любопытный автор. Он полагает, что во всех людях есть что-то хорошее. Вот эти на всю голову… Они любят котиков! А людей им не жалко. Отсюда можно о многом думать, мне кажется. Это такой толчок для зрителя. Потому что спектакль достиг своей цели, если ты уходишь и о чем-то думаешь.
Любительский «Театр открытых» был создан весной 2015 года. Основной актерский состав не имеет профессионального образования, но все собравшиеся здесь люди объединены тягой к искусству.

– Когда ты любительский театр, единственное, что можно делать – это играть то, что тебе интересно. Готов зритель? Я не знаю. Да и зритель, мне кажется, не знает. В театре буквально до последнего времени показывали комедии, музыкальные комедии и иногда драмы. Хотя наш зритель не любит драмы. А жанров куда больше! Есть хорроры, триллеры. Или хотя бы черные комедии, – размышляет Янина Дрозд.

«Лейтенант с острова Инишмор» ставится в Гомеле далеко не в первый раз. А ещё «Театр открытых» ездил с ним на гастроли в Витебск и Минск. И знаете, в целом спектакль удался. Разве что стоит отметить не всегда удачную музыку, ещё актерам порой недоставало микрофонов и более выразительной дикции.

«Технические проблемы – это нормальная штатная ситуация. Не хватило сердца. Они где-то к концу спектакля проснулись. В любом случае всё школа, всё проба. Бывают спектакли хорошие, бывают… другие. Будем улучшаться!» – делится впечатлениями от просмотренного спектакля режиссер.

Что же имеем в итоге? «Лейтенант с острова Инишмор» – это небезынтересная постановка, ориентированная на подготовленного зрителя, готового к экспериментам и ни в коем случае не воспринимающего происходящее на сцене всерьез.